Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 6
1.1 Основные термины и содержание психологического консультирования 7
1.2 Роль и особенности индивидуального психологического консультирования 10
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ 13
2.1 Общая характеристика исследования 14
2.2 Проведения исследования и анализ его результатов 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Широкое внедрение психологии в практику естественным образом привело к развитию ее областей, которые традиционно обозначались как методы психологического воздействия. Среди них наиболее важное место, несомненно, принадлежит психологическому консультированию.
Психологическое консультирование - это одно из профессиональных направлений деятельности психологов. Это требует серьезной теоретической и практической подготовки. Психологическое консультирование - это процесс, в котором два человека взаимодействуют и проживают часть своей жизни: клиент и консультант. Этот процесс динамичен, и обе стороны могут преуспеть или потерпеть неудачу.
Консультанты занимаются вопросами повседневной жизни, включая личность клиента. Это могут быть трудности в развитии и адаптации, а также трудности в принятии решений, трудности в выборе жизни, трудности в переживании кризисных периодов и трудности в отношениях с людьми, вызванные акцентом на людях, болезнях, трудностях личностного роста и совершенствования. Широкий круг таких вопросов является предметом психологического консультирования.
Психологическое консультирование включает в себя множество различных направлений работы и включает профессиональных психологов или людей, которые используют психологические знания. Поэтому первой составляющей этого вида профессиональной деятельности является теория и практика психологического консультирования. Вторая часть включает в себя конкретные знания о профессиональной деятельности, которые оказывают большое влияние на психологию человека и условия проведения консультаций.
Психологи должны работать таким образом, чтобы отдельные лица и коллективы консультировались с субъектами и объектами деятельности. Каждый из них требует от психологов специальных знаний и навыков в определении этапов и принципов осуществления психологического консультирования.
Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что психологическое консультирование, как профессиональная деятельность, возникло относительно недавно и все еще находится в стадии развития. Однако его влияние на людей и общество стремительно возрастает.
Число людей, обращающихся за помощью к психологам, растет. Это повседневные жизненные проблемы, связанные с трудностями в развитии личности и адаптации, разладом в межличностных отношениях и зависимостью (злоупотребление наркотиками, алкоголизм и т.д.), возрастным кризисом. Поэтому потребности и потенциал консультантов сегодня охватывают все сферы человеческой жизни.
Объект исследования:
Предмет исследования: теоретические основы индивидуального психологического консультирования.
Цель исследования: проанализировать особенности теоретических основ индивидуального психологического консультирования в современных условиях.
Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть основные термины и содержание психологического консультирования;
2. Изучить роль и особенности индивидуального психологического консультирования;
3. Раскрыть общую характеристику исследования;
4. Осуществить исследование и провести анализ его результатов.
Гипотеза. В работе выносится предположение о том, что в современное время нет единой точки зрения на природу, место и роль консультирования как психологической практики. Такая ситуация отражает общее состояние развития психологии как науки и практики, при котором существуют различные взгляды на предмет психологии в психологической практике.
База исследования исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику: Т. Федоров, Т. «Техники современной гештальт-терапии», А. Ю. Федотов «Основы индивидуальной и групповой психотерапии», Т. Burley «Character structure: a gestalt-cognitive theory».
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база исследования.
Первая глава теоретического характера и в ней исследованы теоретические аспекты индивидуального психологического консультирования.
Вторая глава носит аналитический характер и в ней проведено эмпирическое исследование индивидуального психологического консультирования на примере студентов первых курсов.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
1.1 Основные термины и содержание психологического консультирования
Психологическое консультирование является одним из самых популярных видов работы для практических психологов и активно используется во всех «школах психологии». Рассматривая историю консалтинга, эксперты связывают его появление с промышленной революцией в девятнадцатом веке [5, с. 162-187].
С того времени консультанты рассматриваются как эксперты, помогающие клиентам развить необходимые навыки для решения проблем и правильного понимания самих себя. Для этой цели используются психологические методы, в основном психологические тесты и эффективная научная информация. На самом деле считается, что консалтинг предоставляет клиентам необходимые навыки и знания.
К середине двадцатого века консультирование все чаще рассматривалось в контексте психотерапевтической практики. Термин «консультационные услуги», независимо от сферы деятельности, обычно используется в следующих значениях:
1.Экспертные консультации для прямых встреч с клиентами;
2.Помощь преподавателя учащимся перед экзаменом или в процессе изучения предмета;
3.Учреждения, где специалисты в любой сфере деятельности оказывают помощь (юридические консультации, женские консультации и т.д.).
Однако сейчас нет единой точки зрения на природу, место и роль консультирования как психологической практики. Такая ситуация отражает общее состояние развития психологии как науки и практики, при котором существуют различные взгляды на предмет психологии в психологической практике.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бауэр, Т. Психическое развитие младенца / Т.Бауэр. - М.: Наука, 2017. - 415 с.
2. Браунелл, Ф. Гештальт-терапия. Руководство по современной практике / Ф. Браунелл. – М.: ИОИ, 2022. – 308 с.
3. Булюбаш, И. Д. Руководство по индивидуальному сопровождению / И. Д. Болюбаш. — М. : Психотерапия, 2011. — 768 с.
4. Гингер, С. И. Гештальт-терапия контакта / С.И. Гингер. - СПб.: Вита, 2019. - 215 с.
5. Григорович, Л.А., Педагогика и психология: Учеб. Пособие / Л. А. Григорович. - М.: Гардарики, 2019. - 480 с.
6. Гроф, С. Три уровня человеческого сознания и их влияние на нашу жизнь / С. Гроф. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2021. - 267 с.
7. Лебедев, В. И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции: Учебное пособие для вузов / В. И. Лебедев. - М.: Юнити-Дана, 2020. - 407с.
8. Леонтьев, Д. А. Осин, Е. Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства // Психология. Журнал ВШЭ. - 2019. - Том 10. - № 1. – С. 52-87.
9. Мамардашвили, М.К. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М.К. Мамардашвили. - М.: Школа «Языжи русской культуры», 2018. - 154 с.
10. Моховиков, А. Гештальт под сенью постструктурализма и деконструкции // Гештальт-терапия постмодерна: За пределами индивидуализма. — 2019. - С. 15-67.
11. Наранхо, К. Гештальт-терапия / К. Наранхо. - Воронеж: Вита, 2021. - 315 с.
12. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие / А. А. Осипова. - М.: Сфера, 2020. - 510 с.
13. Перлз, Ф. Теория гештальт-терапии / Ф. Перлз. - М.: Институт общегуманитарныгх исследований, 2020. - 384 с.
14. Покровский, Н. Е. Лабиринты одиночества / Н. Е. Покровский. - М.: Пpoгpecc, 2019. – 624 с.
15. Уиллер, Г. Гештальт-терапия постмодерна: За пределами индивидуализма / Г. Уиллер. - М.: Смысл; ЧеРо, 2020. - 496 с.
16. Федоров, Т. Техники современной гештальт-терапии / Ф. Третьяк. – М.: Добросвет, 2019. – 62 с.
17. Федотов, А.Ю. Основы индивидуальной и групповой психотерапии / А. Ю. Федотов. - М.: Юнита, 2019. - 152 с.
18. Франчесетти, Дж. Гештальт-терапия в клинической практике. От психопатологии к эстетике контакта / Дж. Франчесетти - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2019. – 689 с.
19. Burley, T., Freier, M.C. Character structure: a gestalt-cognitive theory // Psychotherapy: theory, research, practice, training. - 2019. - Vol. 41. - No 3. - P. 321-331.
20. Gaensbauer,T.Trauma in the preverbal period: Symptoms, memories, and developmental impact // Psychoanalytic Study of the Child. - 2018. - P. 122-149.
21. Gunzenhauser, N. Infant stimulation: For whom, what kind, when, and how much? // Johnson: Johnson Baby Products Company Round Table Series. - 2018. - P. 132-133.
22. Hayne, H., Findlay, N. Contextual Control of memory retrieval in infancy priming // Infant behavior and Development. - 2019. - P. 195-207.
23. Larson, C. Cultural premises in persuasion. In Persuasion: Perception and responsibility. - New York: Wadsworth, 2018. - 152 р.
24. McDonough, L., Mandler, J. Very long-term recall in infants: Infantile amnesia reconsidered. Memory. - 2018. - P. 339-352.
25. Nelson, K. Long-term retention of memory for preverbal experience: evidence and implications // Memory. - 2020. - P. 467-475.